Как в Сибири снимался «Хозяин тайги»

В 1968 году в глухом селе под названием Выезжий Лог снимался фильм «Хозяин тайги». И хоть фильм не стал блокбастером, но для жителей Выезжего Лога это было мегасобытие, в котором они принимали самое активное участие. А самое главное, в нем снимался Владимир Высоцкий. Накануне дня рождения актера и барда — 25 января – один из свидетелей тех событий Владимир Персман вспоминал об этом. Он тогда был десятилетним мальчишкой, но засветился на экране.
Точки над «И»
Основная часть натурных съемок проходила именно в Выезжем Логу. Артисты пробыли здесь более двух месяцев, с июня по конец августа 1968 года. Что представляло собой село в то время? Настоящая глухомань! Как раз подходящая для детективной истории. Наверное, потому «мосфильмовцы» (которые зачастую дальше Урала на натурные съемки не выбирались) решились на такую авантюру – проехать через половину страны.
— Автомобильной дороги у нас, считайте, не было. Зато уже построили в 1965 году железную дорогу. Станция Мана в полутора километрах от нашей деревни, за рекой. На поезде первыми приехали технические специалисты «Мосфильма». Привезли кучу различного оборудования, реквизита. Их всех разместили там же, на станции, в казарме бывшей воинской части. Артисты и режиссер приехали позже и поселились в деревне, их определили на постой по домам.
Местные принимали радушно, приглашали за стол. Валентина Носач, например, взяла себе на квартиру оператора и костюмершу. И часто звала к себе обедать и звездных актеров, и режиссера с супругой. Даже пригласила их на день рождения, где «приговорили» целого тайменя, а потом 21-летняя хозяйка дома лихо отплясывала с Золотухиным.
Кто он такой, Высоцкий
Телевидение в селе появилось только в 1979 году. Фильмы сюда привозили нечасто по причине плохой дороги. О существовании кино местные жители, конечно, знали, но имена приехавших артистов ни о чем не говорили. Что же сделал Владимир Высоцкий первым делом?
— В «красном уголке» Коопзверопромхоза устроили встречу с артистами. Набился полный зал, человек сто или больше, в дверях стояли, в окнах толпились, на полу сидели. Высоцкого ведь у нас никто до этого никто не знал. И он два часа выступал на сцене, совершенно бесплатно. Пел свои песни, рассказывал о себе, о том, как снимался фильм «Вертикаль», который вышел как раз перед этим. Выступал очень эмоционально. И знаете, о чем потом все жалели? Что никому в голову не пришло записать его живое выступление. У нас в селе было три катушечных магнитофона, в сельсовете в том числе, и никто не подумал принести.
Владимир Семенович нашел правильный подход, расположил к себе людей. Каждую бабушку в селе он знал по имени-отчеству, здоровался со всеми. Подружился с некоторыми.
Веселые случаи
— А это правда, что Высоцкий гусей воровал?
— Да вы что?! Не было такого никогда, глупости. Они за все платили, что брали у нас, никого ни разу не обидели. Помню, приехал в гости Станислав Говорухин. Решили Золотухин и Высоцкий угостить его молочным поросенком. Говорухин, вы же знаете, снимал фильм «Вертикаль», они там с Владимиром Семеновичем подружились. Обратились к Марии Ивановне: «Где купить поросенка?» Она им в ответ: «А чего искать, у меня в загоне бегает – ловите, который глянется». Друзья решили поручить это дело Золотухину: «Валерка, иди, ты же деревенский, ты умеешь». Долго хохотали, как тот носился по загону, поросята ведь шустрые, как торпеды. Тогда хозяйка показала мастер-класс: «Эх, вы, мужики!» И быстро подхватила одного за ноги.
Самогонка… не без того. Но чтобы злоупотребляла вся съемочная группа, а самогонка лилась рекой – не верьте, не было такого. Продавали ее только в двух-трех домах, пол-литра за рубль.
Золотухин, к слову, всегда в форме ходил, в роль вживался. Идут как-то с Высоцким и спрашивают на улице: «А где самогонки купить?» Им указали на дом одной бабули – бутлегерши. Заходят во двор. Бабуля как увидела фиолетовую милицейскую форму – скачками в лес через огороды и ушла. Друзья-товарищи заглянули под навес, увидели, что процесс идет, гонится самогоночка. Покричали, покричали: «Ау, хозяйка»… Никого. Тогда дождались, пока банка наполнится доверху, другую подставили, пару поленьев подкинули в печь, деньги положили рядом и ушли.
Поначалу их двоих поселили в пустом доме, выставленном на продажу. Осветитель выделил мощную, в пятьсот свечей, лампу, ведь Высоцкий часто по ночам писал свои песни. Сельчане подсматривали в окна, затаившись. Часто просили Золотухина показать им «живого Высоцкого», то есть вывести на крыльцо. А тот смекнул, что можно сделать это с пользой: «Другой раз, когда «ходоки» пришли, я говорю: «Несите, ребята, молока ему, тогда покажу».

Не просто строчка в фильмографии
В «Хозяина тайги» Высоцкий попал благодаря Золотухину, который уже был утвержден на роль участкового. Актеры дружили: во-первых служили вместе в Театре на Таганке, во вторых, снялись в фильме «Интервенция». С подачи Золотухина режиссер Владимир Назаров добился, чтобы Высоцкому повысили ставку за съемочный день, хотя он не состоял в Союзе кинематографистов (а таким платили существенно меньше).
Для фильма Высоцкий написал три песни: «Дом хрустальный» и «На реке ль, на озере» можно услышать. А «Сколько чудес за туманами кроется» не вошла в картину. В письме к другу и актеру Вениамину Смехову он поделился: «Я написал две хреновых песни». Вскоре обе после вошли в число лучших песен барда – это «Банька» и «Охота на волков». Впервые они прозвучали именно здесь.
Массовка
Сельчане принимали участие в съемках. И потому, что платили хорошо (взрослому три рубля за съемочный день, ребенку по рублю). И потому что очень хотелось сниматься. Платили местным, кстати, за все: за корзинку, за поросенка в кадре, за гуся, за собак.
Всего были сняты две массовых сцены для фильма, но в окончательном варианте вошла только одна – когда арестованного по подозрению в ограблении магазина героя Михаила Кокшенова этапировали в райцентр. Людям и репетировать не нужно было особо – это эпизод из реальной жизни: с вечера узнали, что будет грузовая машина, к утру пришли к крыльцу конторы. И как только оно прибыла – ринулись в кузов с мешками, с поросятами, с оказией на рынок добраться. Дороги-то, повторяем, не было, автобусы не ходили, а уехать нужно. Вот, кстати, пацаненок белобрысый, который бегает перед машиной, и был наш собеседник Владимир Персман.
А другая массовая сцена не вошла. По первоначальному замыслу участковому Сережкину – Золотухину сообщили об ограблении магазина, когда он гулял на свадьбе.
Много чего в фильм не вошло. Наснимали километры пленки, а в окончательном варианте фильм занимает всего полтора часа. Жители Выезжего Лога посмотрели его через несколько лет, когда здесь построили клуб и привезли киноаппаратуру. Зал был переполнен, пять дней показывали, по два — три сеанса в день, а люди все шли-шли, чтобы увидеть себя на экране.
Камень, память, фестиваль
В память о тех событиях в июле 1999 года организовали фестиваль «Высоцкий и Сибирь». Но позже краевые власти перенесли площадку ближе к поселку Нарва. А выезжелогцы своим фанатским кругом устраивают вечер памяти, приуроченный ко дню смерти Владимира Высоцкого 25 июля. В память о событии на берегу Маны остался камень, на нем пластина с изображением Владимира Высоцкого и строками из песни, которую он написал здесь: «Протопи ты мне баньку по-белому, я от белого света отвык».