70 лет пролежал в тундре, а вскоре вернется к людям

70 лет пролежал в тундре, а вскоре вернется к людям

Фото: Красноярские отделение Русского географического общества

В ангаре чувствуется запах краски – зеленой краски, похожей на ту, которой во время Великой Отечественной войны покрывались самолеты, летевшие из Аляски через Сибирь и дальше на фронт. Сколько их было? Десятки, сотни? Один такой борт трагическая судьба занесла на Таймыр, где он 70 лет пролежал в тундре. Сейчас он готовится вернуться в мир, чтобы снова служить людям. Нет, летать он не будет никогда (хотя… кто знает). Но это – часть истории и займет свое место в роли интерактивного музейного экспоната.

Дела идут, команда работает
Всем, что касается «Дугласа», занимается Красноярское краевое отделение Русского географического общества. Самолет вывозили из тундры по частям в течение 2016 и 2017 годов. Это было непросто – где Красноярск, а где Таймыр! По прямой почти 1,8 тысячи километров. Затем решали, что делать с ним дальше. Точнее, кому поручить реставрацию. Специалисты нашлись в Новосибирске, это компания «Гелиокоптер». Будущий экспонат поместили в специальный ангар на территории аэродрома «Мочище».

И работа закипела! Самолет разобрали буквально по винтику. А потом начали собирать в обратном порядке, стараясь по возможности сохранить все оригинальные узлы, детали и оборудование. Меняют то, что восстановлению не подлежит. Двигатели: оба восстановлены и достоверно окрашены. Воздушные винты – тоже.
Крылья: завершена реставрация консольных частей, сами крылья окрашены. Специалисты уже согласовали, как будут крепить их к фюзеляжу. Схема крепления была составлена на основании исторических фотографий аналогичной техники, относящихся к 1946 -1947 годам. Фюзеляж: мастера наносят краску, параллельно изготавливают окна. Занимаются кабиной пилотов, устанавливают панели на носовую часть.

— Работа идет в сложных условиях с учетом удорожания деталей и возникших трудностей по доставке оригинальных материалов из-за рубежа. Но реставрация не останавливается, и мы рассчитываем получить самолет в конце 2024 года. В течение всего времени мы помогаем в восстановлении «Борта Тюрикова» своим новосибирским коллегам. Большое спасибо компании «Роснефть» и лично Игорю Сечину за финансовую поддержку в реставрации самолета, — отметил председатель Красноярского краевого отделения РГО Игорь Спириденко.

Проиграл битву со стихией
Чем же ценен старый самолет и почему его называют «Бортом Тюрикова»? Для этого нужно знать его историю. Американский Douglas C-47 прибыл во время Великой Отечественной войны из США в СССР по программе ленд-лиза «Алсиб». Но до фронта не добрался, ему дали бортовой номер «Л-1204» и направили работать на север Красноярского края, на пассажирские перевозки.

22 апреля 1947 года самолет вылетел по маршруту бухта Кожевникова – Дудинка – Красноярск. На борту находились 26 или 32 человека (данные разнятся, поскольку могли лететь неучтенные пассажиры) и 852 килограмма багажа. «Дуглас» попал в штормовой фронт. Командир корабля Максим Тюриков вел его почти вслепую в тяжелейших условиях.

Пять часов борьбы со стихией были проиграны: сначала отказал левый двигатель, затем правый. Пришлось совершить аварийную посадку в тундре, почти вслепую. Это было настоящим чудом: благодаря опытному экипажу никто не погиб и многие отделались ушибами. Но воздушное судно, сломавшись, крепко и навсегда увязло в снегу. Связи нет, потому что рация разрядилась, установить координаты невозможно, подать сигнал тоже.
Краткий отчет о случившемся 36-летний Максим Тюриков написал на внутренней обшивке кабины пилотов химическим карандашом (он сохранился и был прочитан спустя 70 лет): «Я борт Тюрикова. На борту 3 детей и 6 женщин. 22.04.47 из Кожевниково в 00.30 вылетел самолет и взял курс на Красноярск. В 5.30 вынужденная посадка. Жертв нет».

Среди пассажиров были женщина, дети и… расконвоированные уголовники (их нужно было перевезти в Дудинку). Именно их три члена экипажа взяли с собой, направившись искать помощь. Зачем? Можем предположить, чтобы обезопасить остальных (что на уме у судимых, за какие преступления они попали на Крайний Север?). Увы, но все девять человек пропали. Спустя шесть лет после того останки Тюрикова нашли лишь в 1953 году в 120 км от места крушения. Его опознали по партийному билету, свидетельству пилота и записной книжке. Остальные спутники сгинули без вести.

Оставшиеся на месте пассажиры разбившегося «Дугласа» выжили все. Прятались от непогоды в салоне, отпугивали диких зверей, продукты у них были, к тому же все были одеты должным образом, в шубы из шкуры оленя. Жгли сухую траву, которую выкапывали из-под снега. Их нашли тоже благодаря чуду. Жена бортрадиста, не дождавшись дома никаких сведений от мужа, в отчаянии дала в Кремль телеграмму на имя Сталина. Тот дал приказ искать. Летчики прочесывали тундру и через три недели после крушения самолет и пассажиров нашли в 220 км от поселка Волочанка. Как оказалось, борт Тюрикова на несколько сотен километров сбился с курса.

Удачная случайность
Казалось бы, о том событии 1947 года забыли все. Обнаружили его, считайте, случайно. В 2007 над территорией, где лежал «Дуглас», пролетали на вертолете геологи, делали аэрофотосъемку. И сняли странный самолет, распластавшийся на мхе, словно птица. Интересные фотографии передали в Красноярск, затем они попали в руки к историкам.

Несколько лет Красноярское отделение Русского географического общества готовилост к тому, чтобы вывезти «Дуглас» из тундры. Эвакуация заняла два сезона – в 2016 и 2017 годах. Старый самолет разделили на фрагменты и сначала вертолетами транспортировали в Дудинку, а оттуда на теплоходах уже в Красноярск. И в 2018 году проект «Борт Тюрикова. Возвращение» стал победителем Премии Русского географического общества в номинации «Лучшая экспедиция по России».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *