На северной точке Красноярского края добровольцы убирают мусор после полярников

На северной точке Красноярского края добровольцы убирают мусор после полярников

Фото: проект «Чистая Арктика»

Мыс Челюскин — самая северная точка Таймыра, Красноярского края и континентальной Евразии. Справа – море Лаптевых, слева – Карское море, впереди – острова, за которыми Северный полюс. Очень суровый климат. Средняя температура лета – около полутора градусов выше нуля. И зима длится 10 – 11 месяцев. Так что жить здесь нельзя. Никому.

Кроме полярников. Эти ребята умеют приспособиться к любым условиям. Вот и здесь почти сто лет назад они по заданию правительства основали метеостанцию, состоящую из нескольких строений. Все, что было необходимо для жизни, им завозилось по Северному морскому пути каждое лето, во время навигации.

В этом и кроется сегодня проблема Арктики: она просто завалена хламом там, где прежде хозяйствовал человек. Такое наследие досталось от СССР: в то время почему-то никто не озадачивался убрать за собой негодный хлам.
Ныне около 40 гектаров мыса Челюскин загрязнены ржавыми бочками и останками техники. Прежние полярники даже не представили себе, что спустя несколько десятков лет сюда приедет неравнодушное поколение и начнет наводить здесь порядок.

Начиная с 2021 года уборкой северных территорий занимается общественный экологический проект «Чистая Арктика», поддерживаемый представителями отечественного бизнеса. Вывоз отходов – сложная технологическая работа с учетом природных особенностей региона.

Экспедиция на мыс Челюскин самая сложная в истории проекта «Чистая Арктика». В общей сложности за три сезона добровольцы собрали 12 тысяч тонн отходов. Но точка не поставлена. В планах сделать походы на полуостров регулярными, до полной победы.

Нынешняя группа состоит из шести человек, ее специально набирали из представителей нужных специальностей: строители, электрики, инженеры. Их задача на первом этапе — провести ремонт технических и жилых помещений старой метеостанции, где смогут круглогодично проживать и проводить исследования ученые, специалисты, волонтеры. Однако заниматься этим будут, когда погода ухудшится, начнется метель и похолодание.

А пока позволяет погода (на минувшей неделе было «всего» минус 10), провели разведку территории на двух квадроциклах. Затем принялись собирать ржавые бочки из-под ГСМ, их на Челюскине скопилось около 40 тысяч.

В пресс-службе проекта «Чистая Арктика» рассказали, бочки нужно сложить штабелями, чтобы затем перенести на борт научно-экспедиционного судна «Михаил Сомов» в начале ноября и увезти на переработку на большую землю.
Капитан судна Виктор Гриль дал наставления:

— Необходимо правильно собрать бочки, чтобы их можно было доставить вертолетом на корабль. Задача – насобирать одну большую кучу или две, где-то емкостей по сто, и заштабелировать, потому что первый ряд примерзнет, а второй – нет. И потом, когда мы вернемся, закинем вам сетку и заберем ее на судно. Только бочки обязательно укладывайте плашмя.

Переносить бочки будут на вертолете.

Руководитель экспедиции «Чистой Арктики» на мыс Челюскин Виталий Калиничев добавил:

— Очень много металлолома! Остатки техники, оборудования, конструкции жизнеобеспечения: вышки, лестницы, площадки. На мысе в советское время было много смонтировано топливных емкостей. Эти конструкции тоже требуют утилизации.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *