Врачи Красноярской краевой больницы освоили еще один метод лечения

В это сложно поверить человеку, далекому от медицины. И даже имеющему кое-какие познания в этой сфере. Но результаты говорят сами за себя: врачам Красноярской краевой больницы удалось освоить еще один метод лечения тяжелых больных. На их счету еще одна уникальная для региона операция. Нейрохирурги и анестезиологи выполнили хирургическое вмешательство на головном мозге «с пробуждением» во время операции.
Пациентка – девушка 29 лет. Совсем молодая, жить бы да радоваться… Но почти половину прожитых лет она страдает тяжелой формой эпилепсии, которая уже не поддавалась медикаментозному лечению. Приступы повторялись по 6 – 8 раз в день. Она падала в конвульсиях, билась, не могла контролировать ни свою речь, ни движение конечностей. И при этом жуткая головная боль, конвульсии и потеря сознания. Это было тяжело и мучительно.
И вот лечащий врач направил ее в стационар краевой больницы на прием невролога-эпилептолога, нужно было провести обследование и понять, возможна ли в случае девушки операция.
Решение принимали на консилиуме – нейрохирург, невролог и нейрофизиолог. Каков принцип медицинской этики? Верно: не навреди. Поэтому специалисты решали, насколько высок риск и каков прогноз на успешный исход операции.
Для этого провели пациентке видео-электроэнцефалографический мониторинг продолжительностью 56 часов. Поясним: ЭЭГ-мониторинг – это исследование, в ходе которого ведется наблюдение за реакцией коры головного мозга на внешние и внутренние раздражители. Девушку заставили испытать гипервентиляцию (интенсивное дыхание, которое превышает потребности организма в кислороде). Затем фотостимуляцию (на сетчатку глаза поочередно подавались световые сигналы). При этом отменили ей препараты и не давали спокойно поспать.
Такое обследование помогло установить зону начала приступов, они совпадали с зоной структурных изменений по МРТ (склероз левого гиппокампа).
— Молодая пациентка страдала левополушарной височнодолевой эпилепсией с частыми серийными приступами. Судороги фиксировались с 15 лет и компенсировать их с помощью противоэпилептических препаратов не удавалось. Оперативное лечение давало возможность избавить пациентку от приступов более чем в 70% случаев, — пояснил врач-нейрохирург профессор Павел Шнякин.
Итак, решение было принято: операцию будут проводить с использованием метода awake-хирургии. Попробуем отойти от непростых медицинских методов и объяснить. Сначала пациента вводят в наркоз. В этом состояние нейрохирург делает трепанацию черепа. Этап очень болезненный, поэтому пациент не должен его чувствовать.
Затем анестезиолог будит пациента. И дальше нейрохирург проводит манипуляции на открытом мозге и одновременно задает вопросы пациенту. И внимательно слушает ответы. Если пациент задерживается с ответом, нейрохирург останавливает манипуляции и уходит из опасной зоны мозга.
Оказывается, у правшей центр речи расположен именно в левой височной доле.
— Больная чувствовала боль, только если я задевал оболочки мозга, сама ткань мозга лишена болевых рецепторов, — поясняет Павел Шнякин.
После операции уже прошла неделя. Теперь доктора могут с уверенностью говорить о том, что все прошло успешно. Девушка чувствует себя удовлетворительно, приступов эпилепсии нет и говорить может, как обычно.
Раньше awake-хирургия выполнялась исключительно в крупных федеральных клиниках. Так что врачи Красноярской краевой больницы сначала прошли обучение и подготовку у своих коллег в нескольких федеральных центрах. Так, в нейрохирургическом отделении ФГБУ «НМХЦ им. Н.И. Пирогова» Минздрава России побывали нейрохирург Павел Шнякин, анестезиолог Николай Довбыш и нейрофизиолог Валерия Рославцева. А для ККБ было приобретено оборудование для нейрофизиологического мониторинга.