Красноярские авиаторы оказали помощь ученым в Северном Ледовитом океане

Красноярские авиаторы приняли участие в уникальной операции по доставке полярников на дрейфующую станцию «Северный полюс — 42». В общей сложности они совершили шесть беспосадочных перелетов на расстояние около тысячи километров каждый. Можно только представить суровые реальности такой работы.
Сначала пару слов о самой российской научно-исследовательской дрейфующей станции. Для нее в Санкт-Петербурге была построена самодвижущая платформа «Северный полюс», настолько надежная, что ей любые льды нипочем. На ее борту 15 лабораторий и серверная система хранения полученных данных. Ученые и экипаж платформы выдвинулись своим ходом в путь в сентябре 2024 года. Арктический и антарктический научно-исследовательский институт (ААНИИ) изучает на нем изменение климата и его последствия.
В марте запланировали пополнить продуктовые запасы и топливо, доставить команде посылки от родных. И заменить полярников, которые уже отработали свою смену, на новый состав. Основные сложности две: климатические условия и расстояние.
В настоящее время станция находится в 500 километрах от географического Северного полюса. В качестве перевозчика пригласили авиакомпанию, летный состав которой имеет большой опыт длительных перелетов, в том числе в арктической зоне – «КрасАвиа».
Началась тщательная подготовка. Совместно продумали все детали. Выбрали два вертолета МИ-8 МТВ с опытными экипажами. Один борт – основной, второй – страхующий на случай нештатной ситуации. Ученые постоянно анализировали ледовую и метеорологическую обстановку и передавали летчикам.
Отправной точкой сделали аэродром на острове Большевик (архипелаг Северная земля), там расположена полярная станция «Ледовая база Мыс Баранова», есть вся необходимая инфраструктура.
От нее до дрейфующей станции примерно тысяча километров. Сначала пилоты сделали технический рейс: на расстоянии 400 километров, на маленьком островке среди океана они выгрузили 900 литров резервного топлива для возможной дозаправки вертолета. Обозначили его маячком.
И вот новая команда полярников вылетела на самолете из Санкт-Петербурга в Красноярск, затем до поселка Хатанга и добралась до мыса Баранова. Операция по переброске началась.
Вертолет под управлением командира воздушного судна Александра Марущака совершил первый рейс, грузовой. Благополучно. На дрейфующей станции отдохнули и вернулись назад. И так за три дня – шесть перелетов в сложных погодных условиях. На одном из рейсов доставили 12 полярников на «Северный полюс 42», оттуда забрали 13 человек, которые теперь вернутся домой. Это новый опыт для авиакомпании, которая надеется продолжить сотрудничество в Арктике.